Ницца в цифрах  →
Расположение: Юго-восток Франции. Первые поселения: 400 000 лет до нашей эры.
 

Рассылка новостей

Имя:

Фамилия:

e-Mail:

Все услуги
Экскурсии в Ницце
Просто покататься
Переводчик
Личный ассистент
Индивидуальный гид
Трансфер / Водитель
Премиум трансферы
Вертолёт
Авиабилет дёшево
Адвокат
Роды в Ницце
Стройка - ремонт
Хранение авто
Арендовать
Автомобиль
Отель
Автобус
Квартиру
Виллу
Яхту
Самолёт
Путеводитель
Общие сведения
Карта города
Старый город
Церкви
Музеи
Опера
Архитектура
Парки
Франция
Кулинария
В дорогу
Русское радио
Русское TV онлайн
Веб-камеры
Погода
Магазины и бутики
О прокате авто
Почта
Телекарты
Городской Wi-Fi
Развлечения
Казино
Кабаре
Ночные клубы
Бильярд, боулинг
Гольф
Теннис
Верховая езда
Рестораны
 
 
Франция
 
 
Французские вина
Общие сведения о Франции
Париж
Города Франции
Магазины Франции
Французская кухня
Очерк о Франции
Библия французских ресторанов
Лучшие рестораны Франции
Для туристов
Стоимость отелей в Ницце
Рестораны в Ницце
Ницца
начало назад вперёд история Франции

Франция по-русски  (история Франции)2/2

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ

ДРЕВНЯЯ ГАЛЛИЯ

Глава 2

история Франции

В конце бронзового века в Центральной Европе зародились новые культуры – гальштатская и латенская, ставшие фундаментом кельтской цивилизации. Развитие этой цивилизации в значительной мере связано с территорией будущей Франции. Название гальштатской культуры происходит от древнего поселения Гальштат (Австрия), а ее археологическим признаком являются коллективные захоронения «тумули» – курганы. Во Франции много курганов обнаружено в местах, где люди перерабатывали железную руду и изготовляли металлическое оружие – в Лотарингии, Бургундии, Берри, Франш-Конте. Ученые предполагают, что в период между IX и V вв. до н.э. некоторые кельтские племена постепенно освоили земли в Западной Европе. Около 450 г. до н.э. гальштатскую культуру сменила латенская культура (название происходит от швейцарской местности Латен на берегу Невшательского озера). У племен латенской культуры захоронения в форме курганов уступили место плоским могилам, не выступавшим над поверхностью земли. Причины этих изменений не известны, но вполне вероятно, что они были вызваны вторжениями других племен либо внутренним кризисом гальштатской культуры кельтов.

Уточним, что кельтами* называются все древние индоевропейские племена, жившие на территории Центральной Европы и постепенно продвигавшиеся на запад. Галлами античные авторы называли кельтов, которые обжили земли между Рейном, Альпами, Средиземным морем, Пиренеями и Атлантическим океаном, т. е. территорию будущей Франции.

* Предполагается, что слово «кельт» происходит от индоевропейского keletos («проворный») либо от kel-kol («поселенец»).

Галлия, описанная греческими и римскими авторами, была шире нынешней территории Франции, поскольку включала в себя территории Бельгии и Швейцарии. По оценкам историков, в Галлии проживало примерно 15 млн. человек. «Древняя Галлия – это хаос», – писал в XIX в. известный французский историк Жюль Мишле, имея в виду не только этническую пестроту населения, но и непрекращающееся противоборство между племенами. К началу нашей эры здесь насчитывалось около 50 независимых племен – венеты, редоны, битуриги, эдуены, гельветы, секваны, аквитаны, белги, карнуты, аллоброги, пиктоны, арверны и др. Условия жизни у разных племен были неодинаковыми. Так, битуриги выделялись своим экономическим могуществом, поскольку область Бурга, где они обосновались, была богата железной рудой. Эдуены занимали самую обширную территорию, простиравшуюся от Соны до Луары. Карнуты, обитавшие в районе Орлеана, имели другое преимущество – здесь пересекались пути, ведущие в разные концы Галлии.



ДРЕВНИЕ АВТОРЫ О ГАЛЛИИ

История Франции

Жителям Древней Эллады Галлия представлялась таинственной «страной заходящего солнца» из мифов об аргонавтах. С реальными галлами греки впервые столкнулись во время кельтских набегов в Грецию и Италию. В античных текстах говорится о панике, вызванной нашествием вооруженных групп, грабивших и убивавших местных жителей. Галлов, изъяснявшихся на непонятном языке, греки называли «варварами», т. е. чужеземцами. Первым греческим писателем, совершившим путешествие в Галлию, был Пифий. Более поздние авторы упоминали названия галльских народов и отмечали несовершенство их общественной и политической организации. Некоторые древнеримские авторы отзывались о галлах с изрядной долей неприязни и даже враждебности. Так, Тит Ливий писал о нашествии галлов в 390 г. до н.э.: «Враги заполонили страну. Эти странные люди находят удовольствие в суматохе, а их дикие песни полны резких звуков и бессмысленных воплей». Римский историк Плиний поведал, в частности, о гастрономических предпочтениях галлов: они ели много мяса (в основном свинину) и хлеб с сыром, запивая все это пивом. У аристократов в большом почете было вино, завезенное в Галлию римлянами: за один бочонок волшебного напитка знатные люди отдавали молодого раба.

Галлы были искусными мастерами: они изготовляли прекрасное оружие и кованые изделия, украшенные декором – ножи, застежки, булавки для одежды. Ими была изобретена техника лужения – покрытие металла смесью свинца и олова, а галльские бочки для транспортировки пива свидетельствуют о владении такими материалами, как дерево и металл. Другой пример мастерства галльских ремесленников – найденные в погребениях роскошные парадные колесницы или керамическая посуда, изготовленная без гончарного круга. Галлами была освоена техника красных эмалей, которые они использовали вместо дорогостоящих кораллов для изготовления украшений. Наконец, они научились изготовлять мыло, смешивая жиры с содой.

Достоверные сведения о религии галлов немногочислены, поскольку письменности у них не было, а самобытные верования галлов подверглись позднее сильной романизации. Известно, что галлы верили в бессмертие души и в переселение душ и поклонялись Матери-земле – примитивному божеству, олицетворявшему плодородие и смерть. Наряду с ней почитались бог грома Таранис, бог ремесла и торговли Езус, бог войны Борво. Одним из главных галльских богов был изобретатель искусств, покровитель торговли и ремесел Меркурий.

Всеми обрядовыми церемониями галлов верховодили местные жрецы – друиды. В галльском обществе эти образованные люди играли роль не только жрецов-магов, но также врачевателей, судей, дипломатов. Каждый год друиды собирались в Карнутском лесу, расположенном в центре Галлии (возле Орлеана), чтобы выбрать предводителя и обсудить дела разных племен. Авторитет друидов признавался в Галлии всеми, и в какой-то мере они сдерживали рост усобиц между галльскими племенами. Не случайно римляне, захватившие Галлию, преследовали друидов и запретили им под страхом смерти любую религиозную деятельность.



ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ О ДРУИДАХ

История Франции

«Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. А именно: они ставят приговоры почти по всем спорным вопросам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах, – решают все те же друиды; они же назначают награды и наказания... Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный... Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов».

Юлий Цезарь «Записки о галльской войне», кн. 6

Но еще до римских завоевателей, в конце VI в., в Галлии появились греки, обосновавшиеся на галльских берегах в ходе колонизации средиземноморских территорий. Поначалу греческие купцы осели в Агде, затем построили порт Массилию (современный Марсель). Рядом с портом вырос целый город, где поселялись греческие колоны, прибывшие из Малой Азии. Продолжая коммерческую экспансию, греки основали другие колонии, в том числе город Арль на Роне, торговые порты в Нарбонне, Агде и Ницце.

Завоевание Галлии римлянами началось в середине II в. до н.э., когда Рим откликнулся на просьбу Массилии защитить ее от соседних племен. В результате «защитники» захватили все средиземноморское побережье и основали тут Нарбоннскую провинцию Рима (галлы называли ее просто «Провинция», откуда современное название юго-восточного региона Франции – Прованс).



ГАЛЛЬСКАЯ ТОПОНИМИКА

История Франции

Отголоски галльской культуры звучат в современных географических названиях Франции. К древним временам восходят названия многих гор, лесов и водных источников, считавшихся творением богов. Например, название плато Арденны произошло от имени богини охоты Ардуины, а коммуны Бурбуль – от имени бога войны Борво. Многие древние названия сохранялись в галло-романский и средневековый период, а в некоторых регионах они продержались вплоть до недавнего времени. К временам Галлии восходят названия некоторых французских рек. Так, Сена происходит от галльского «Секвана», а Гаронна – от «Гаруна». Названия многих регионов и городов связаны с племенами, населявшими Галлию: название Овернь напоминает об арвернах, Бурж – о битуригах, Париж – о паризиях, Кагор – о кадурках, Перигё – о петрокорах, Тур – о туронах.

В конце II в. до н.э. в Галлию совершали грабительские набеги северные племена – враждовавшие между собой кимвры, дасы и тевтонцы. И хотя эти набеги носили эпизодический характер, галлы понесли большие потери и, похоже, утратили свой воинственный дух. Когда в середине I в. германские племена переправились через Рейн и захватили южную часть Эльзаса, эдуены обратились за помощью к римлянам. Так, отодвинув вторжение германцев, галлы отдали себя в руки римскому диктатору Цезарю. Второе по счету вторжение римлянам в Галлию завершилось ее пятивековой оккупацией Римом. Между 58 и 51 гг. Юлий Цезарь под предлогом помощи эдуенам подчинил себе центральные и северные территории Галлии. Вытеснив германские племена за Рейн, римские легионы дошли до Британских островов.

Разноплеменная Галлия, не знавшая, что такое политическое единство, не могла дать отпор римским завоевателям. Но стоило Цезарю уехать в 52 г. в Рим, как в Галлии вспыхнуло восстание, которое возглавил двадцатилетний военачальник из племени арвернов Верцингеториг (в переводе с галльского – «славный предводитель»). По сути, это было первое в Галлии национальное движение: Верцингеториг сумел сплотить вокруг себя не только арвернов, но и карнутов, лемориков, кадургов, битуригов, воинов из других племен. В июне 52 г. войска повстанцев нанесли удар римлянам в столице арвернов Герговии (в районе современного Клермон-Феррана). Цезарь срочно вернулся в Галлию и организовал контрнаступление. Разбив галльскую кавалерию возле Дижона, римские легионы оттеснили галлов к цитадели Алезия. После нескольких недель засады у галльских воинов кончился провиант, и Верцингеториг был вынужден сдаться. Большинство галльских воинов было продано в рабство, а Верцингеториг доставлен в Рим, где он провел шесть лет в тюрьме, а затем был казнен.

Подавление восстания Верцингеторига означало конец независимой Галлии и начало нового периода в истории страны. Почти на три столетия в Галлии установился мир и порядок. Начался процесс романизации – слияния кельтской культуры с римской.

Вскоре после смерти Цезаря (43 г.) был осуществлен один из его последних планов – основание римской колонии Лугдуна (современный Лион), ставшей при императоре Августе столицей Галлии. Раз в году здесь собирался Галльский собор – собрание представителей 60 народностей Галлии и «алтаря Рима и Августа», на котором обсуждались проблемы провинций и отправлялся официальный культ римского императора. Собор создавал видимость приобщения галлов к управлению страной, в какой-то степени «мирил» их с римлянами, а в историческом плане стал прообразом французского национального парламента.



ГАЛЛЬСКИЙ ПЕТУХ – ЭМБЛЕМА ФРАНЦИИ

История Франции

Латинское слово gallus имеет два значения – «галл» и «петух». В Древнем Риме петух считался символом заносчивости, задиристости. Называя варварские племена, обитавшие на территории современной Франции, словом «галлус», римляне вкладывали в него оба смысла, поскольку считали галлов большими забияками. В XV в. король Карл VIII выбрал изображение петуха в качестве эмблемы Франции. В период монархии эмблема с петухом была белого цвета, а после Революции 1789 года стала, как и национальный флаг, трехцветной.

Во второй половине XIX в. галльский петух символизировал в политической карикатуре отрицательные стороны тогдашних лидеров Франции – авантюризм, заносчивость, самомнение. Президент Шарль де Голль пытался реабилитировать эмблему галльского петуха, вводя ее в военные медали как символ боевого духа французов. Сегодня изображение петуха в качестве неофициальной эмблемы Франции присутствует на знамени Олимпийского национального комитета.

В начале нашей эры греческий историк Страбон набросал не слишком привлекательный коллективный портрет галлов: длинноволосые усатые люди, грубые и необузданные, дерзкие и безалаберные, хвастливые и драчливые. Но уже столетием позже разные источники описывают галлов-тружеников, галлов-предпринимателей, галлов-купцов. Боевой характер «галльского петуха» римский император Август использовал в своих интересах: он включил галлов в состав римских легионов в Африке и в других регионах Западной римской империи. Территорию Галлии Август разделил на четыре провинции, каждой из которых управлял губернатор, назначаемый Римом на три года. Любопытно, что Рим привлекал к управлению местную знать – это был редкий в истории Средиземноморья случай, когда покоритель разрешал покоренному не только участвовать в политической жизни, но даже получить равные с ним гражданские права.

При императоре Августе карта Галлии выглядела уже по-новому: вместо изолированных поселений-акрополей, символа былой галльской независимости, вырастали в долинах и на пересечениях торговых путей новые города, открытые для свободного обмена – Байё, Анжер, Санлис, Лимож, Клермон-Ферран (все они, конечно, имели в то время латинские названия). В Нарбоннской провинции при Августе процветали новые колонии – Ним, Оранж, Авиньон, Вьенна. Можно сказать, что при римлянах сельская Галлия превратилась в страну развитой урбанизированной цивилизации.



КАК ВЫГЛЯДЕЛ ГАЛЛО-РОМАНСКИЙ ГОРОД

История Франции

Судя по описаниям древних авторов, галльские поселения начала нашей эры были имитацией городов Древнего Рима. Как правило, города строились на склонах холмов, спускавшихся к реке. Каждый город был окружен глубоким рвом и крепостной стеной толщиной в 4-5 м. Вода подавалась по акведукам до города, а затем распределялась по подземным водопроводам между фонтанами, термами и домами богатых горожан. Улицы были достаточно широкими, некоторые из них имели тротуары. Площадей в современном смысле слова не было. На пересечении двух центральных улиц находился форум – городской центр с общественными и религиозными памятниками, зданиями суда и городской казны, храмом, курией (городской сенат). Возле форума стоял театр, на городской окраине – амфитеатр, где устраивались бои гладиаторов, а за чертой города – цирк для боев диких животных. Таким образом, зрелища в амфитеатре и цирке были доступны не только горожанам, но и жителям окрестных деревень.

Города были небольшими: территория самых крупных из них не превышала 6 км в периметре. Население города в среднем составляло 2-3 тыс. человек и лишь в редких случаях достигало 15-20 тыс. Двухэтажные дома горожан обогревались подземной печью; полы и потолки в них были украшены мозаиками, а стены – растительным орнаментом.

Романизация Галлии приняла еще больший размах при римском императоре Клавдии (41 – 54 гг.), когда были проложены важнейшие транспортные артерии, соединившие Нарбоннскую провинцию с севером и северо-востоком Галлии. Эти пути сыграли важную роль в завоевании римлянами Бретани (нынешней Англии), в экономическом развитии северных регионов и в дальнейшей урбанизации галльской цивилизации. Завоевание Бретани, последнего оплота преследуемых друидов и кельтской культуры, окончательно определило географию распространения римского влияния в Галлии. При Клавдии некоторые галльские города, в основном южные, поставляли Риму консулов из числа своих граждан, и все римские граждане Галлии могли быть избраны в сенат Рима.

Процесс романизации Галлии, вероятно, зашел бы еще дальше, если бы он не был прерван в III – V вв. вторжением германских племенон вестготов, визиготов, бургундов, аламанов и франков*, которые создали на территории Галлии варварские королевства. В 451 г. они объединились в борьбе против гуннов – приуральских кочевых племен, известных своей жестокостью. Предводитель гуннов Аттила пытался захватить Париж, но благодаря молитвам и страстным воззваниям жительницы Парижа Женевьевы на защиту города поднялось все население, и гуннам пришлось отступить. С тех пор Св. Женевьева считается покровительницей Парижа. После неудачной осады Орлеана и проигранной битвы на Каталаунских полях (в Шампани) гунны навсегда покинули Галлию.

___________________________
** Франки – группа племен западных германцев, обитавших в древности на балтийских землях. На языке этих племен слово franc означало «свободный, отважный».


начало назад вперёд История Франции

© Создание сайта — Vadim. 2006

Контактный телефон: +336.28.02.30.16.

© Перевод с французского "Guide de Nice" А.Amiel, G.Peglion, M.Perriard, A.Ribiere, P.Castela,

D.Escribe и J.Lepage — Vadim.

© Фотографии — Vadim.

© Все права защищены. 2006 — 2024